24 июля 2006 г.
Институт развития образовательных технологий, Москва,
elenay@ecospace.ru
Об организации, администрирующей программу Intel «Обучение для будущего» в России и о результатах программы:
АНО «ИРОТ» < http://irot.iatp.ru> учрежден в марте 2004 года сотрудниками РАО - специалистами в информационных технологиях. Миссия: Способствовать повышению эффективности использования средств информационных и коммуникационных технологий в российском образовании за счет внедрения новейших отечественных и зарубежных методик обучения, формирования необходимого уровня информационной культуры педагогов и их вовлечения в международные инновационные благотворительные проекты в области образования.
Взаимодействие с зарубежными и отечественными организациями:
Ø с компанией Intel, http://www.intel.ru/ ;
Ø с Международной Ассоциацией экспертов по развитию учебных заведений и учебных планов (Association for Supervision and Curriculum Development, ASCD, http://www.ascd.org/);
Ø со «Школьным сектором» Ассоциации РЕЛАРН, http://school-sector.relarn.ru/ ;
Ø с Институтом содержания и методов обучения Российской Академии образования, http://www.ioso.ru ;
Ø с мультимедийной компанией «Кирилл и Мефодий», http://edu.km.ru/;
Ø с компанией ТрансТелеком, http://www.transtk.ru/
Ø с около 100 региональными организациями из числа педагогических университетов и ИПКРО, городскими и областными управлениями образования.
Поддержка Программы Intel (R) «Обучение для будущего» со стороны официальных властей или правительства:
В июле 2005 г. компания Intel заключила соглашение с Министерством образования и науки РФ о поддержке проведения обучения учителей по программе в течение 5 лет; региональные власти считают программу одной из основных в своем городе-регионе для проведения обучения учителей и финансируют бОльшую часть программы; в учреждениях-участниках программы практически везде курс включен в учебные государственные программы и планы.
Другие достижения программы «Обучение для будущего» в России:
Программа в России получила признание широкой педагогической общественности - учителей школ, педагогов вузов, ИПКРО, и считается лучшей по освоению педагогических технологий и ориентации на внедрение в учебный процесс ИКТ из существующих на сегодня. Программа получила более 50-ти грамот и дипломов от региональных управлений образования;
В вузах, педколледжах и ИПКРО-участниках программы она утверждена на ученых советах и вошла в государственный учебный план. Во многих регионах программа вошла в региональный список, представляемый директорам школ на выбор для направления своих учителей на повышение квалификации.
Организационные особенности администрирования программы «Обучение для будущего» в России:
Для реализации программы в ИРОТе создаются временные творческие коллективы (количество которых может меняться):
Ø команда менеджеров (4-6 чел.);
Ø команда «внешних» региональных экспертов-тренеров-консультантов;
Ø команда «внутренних» экспертов-ведущих форумов и чатов по пед.аспектам программы;
Ø команда сертифицированных тьюторов-тренеров (из разных городов, обучают в течение пяти дней тьюторов новых площадок);
Ø команда региональных организаторов обучения по программе (около 100 чел. из различных городов России, где размещены обучающие площадки).
Схема взаимодействия участников программы:
Административный
директор (методология
реализации) |
Организаторы обучения в учреждениях |
Городские, областные площадки |
Управления
образования,
общественность |
Тренеры,
авторы метод.
разработок |
Система обратной связи и открытости программы для широкой педагогической общественности:
Отчетная база данных на веб-сайте программы для региональных организаторов обучения по 7 позициям (количество обученных, основополагающие вопросы и мнения слушателей, новости площадки, работа с администрациями и управлениями образования, послекурсовая деятельность площадки). Данные анализируются и ежемесячно представляются в Сводном отчете на веб-сайте программы; Ежемесячная отчетность всех менеджеров, экспертов и тренеров по электронной почте и на веб-сайте (база данных) программы. Данные анализируются и ежемесячно представляются в Сводном отчете на веб-сайте программы. Три списка рассылки: для организаторов обучения, новостной для организаторов и тьюторов, новостной для слушателей и выпускников программы, для широкой педагогической общественности, где в том или ином виде представлены сообщения о ходе программы – от аналитических отчетов до новостных сообщений. Веб-сайт поддержки программы, где размещаются информация для СМИ от Intel о программе в России; новости программы, поступающие из регионов; сообщения и отчеты о проводимых тренингах для тьюторов и методические материалы для них; информация об обучающих площадках Intel; учебный план; рекомендации и документы по организации и проведению акций и мероприятий программы для организаторов обучения; примеры учебных проектов, разработанных слушателями; анализируются протоколы педагогических обсуждений тьюторов в чатах; размещены форумы для слушателей и выпускников программы, представлены результаты экспертизы качества обучения, даются сводные ежемесячные отчеты о ходе программы; Истории успеха учеников; сообщения из прессы и фотоархив мероприятий. Систематическое представление итогов и результатов программы на городских, региональных, всероссийских и международных конференциях менеджерами, экспертами, организаторами, тренерами и организаторами программы.
Задачи, ставившиеся перед программой в России в 2002-2003 годах, и их реализация:
2002 год. Программа проводится через Нижегородский фонд. Руководитель от Intel: К.Исаев, менеджер программы в России Я.Быховский и команда – менеджер по научно-методическому обеспечению Е.Ястребцева, менеджер-логистик, ассистент, 2 эксперта. Задача: запустить программу в России, подготовить тьюторов для проведения обучения в выбранных 8 городах, создав там центры Intel – Москва, Нижний Новгород, Казань, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск, Екатеринбург. Были сделаны безуспешные попытки взаимодействия с программой ЮКОС, которая с 2001 года финансировала программу обучения учителей школ (72 и выше часов). Обучено 6 тысяч слушателей. Главным на первом этапе проведения программы было понимание реальных потребностей школы в ИКТ и педагогических методах и формах проведения учебных занятий.
2003 год. Программа проводится через Фонд поддержки учительства. Руководитель от Intel: Д.Быструев, менеджер программы в России Я.Быховский и команда – менеджер по научно-методическому обеспечению Е.Ястребцева, менеджер-логистик, финансовый менеджер, ассистент, 3 эксперта. Задача: наметить пути приобщения учителей России к новым педагогическим технологиям через подготовку по программе «Обучение для будущего» на основе анализа оценки состояния проведения обучения в регионах и ситуации в России с компьютерными поставками и подключением к Интернет (только 7 % школ в 2002 г. подключены к Интернет, по госпрограммам – только в 2010г. предполагалось общее подключение школ к Сети, жесткая классно-урочная система в школах России, тормозящее внедрение ИКТ в учебную деятельность и др.). Среди выбранных технологий - проектная методика. Были внесены коррективы в учебник, сделана адаптация его к реальным потребностям школы, изменены модели обучения. Менеджеры отказываются от вложения финансирования в создание компьютерных центров, продумывают новые модели расширения проведения обучения, что позволило увеличить количество обучающих площадок и количество обученных (1 модель «стабильное обучение»: обучение слушателей непосредственно на базе выбранной обучающей площадки. 2 модель «расширения в школы»: обученные по 1 модели «тьюторы из числа учителей школ» обучают на базе школ своих коллег. 3 модель «расширения в область»: обученные по 1 модели «тьюторы из области» на базе областных центров в течение года обучают учителей своего района, области). Обучено 30 тысяч слушателей. Главным на данном этапе проведения программы стал поиск новых моделей расширения программы и соответствие качества обучения слушателей требуемым стандартам в области педагогических технологи.
2004 год. Программу администрирует АНО «ИРОТ». Руководитель от Intel Я.Быховский и команда от ИРОТ – адм. директор Е.Ястребцева, менеджеры-логистик, финансовый менеджер, юрист, ассистент, 5 экспертов, тренеры. Задачи: активизировать деятельность в направлении усиления развития педагогической составляющей программы Intel – ОВП, самостоятельных исследований школьников, оценивания работ учеников, развития сетевого сообщества выпускников программы, то есть, того, что явно было упущено программой, разработанной ранее людьми ФИО. На основе анализа ситуации в российском образовании менеджеры программы пришли к пониманию того, что программа имеет «свое лицо» среди других программ обучения учителей в плане продвижения педагогических технологий. Продолжается работа с региональными управлениями образования по дополнительному финансированию программы. Делаются попытки вхождения в тендеры на финансирование обучения учителей школ России, - ведется работа с региональными обучающими площадками Intel по написанию ими предложений по поддержке обучения учителей и сетевого взаимодействия. Явной удачей становится подключение к Программе педагогических вузов и университетов, где обучаются будущие учителя. Практически все вузы к концу 2004 года получают 90 % финансирования на обучения студентов по программе Intel (входят в учебные гос. программы). Обучено 67 тысяч слушателей. Главным на данном этапе проведения программы стало привлечение внимания региональных обучающих площадок к возмодности получения дополнительного финансирования со стороны НФРПК и ФАО, необходимости привлечения региональных властей к расширению программы, развитию дистанционных консультаций слушателей и выпускников программы и продолжение работы над качеством повышения квалификации тьюторов программы в плане освоения ими педагогических аспектов программы.
2005 год. Программу администрирует АНО «ИРОТ». Руководитель от Intel Я.Быховский и команда от ИРОТ – адм. директор Е.Ястребцева, менеджеры-логистик, финансовый менеджер, юрист, ассистент, 6 экспертов, тренеры. Задачи: анализируется ситуация в стране с проводимой тендерной политикой Министерства образования РФ, НФПК (Всемирный Банк) на обучение учителей и сетевые инициативы по программе в 72 часа по обучению учителей ИКТ (компьютерный ликбез, интернет-грамотность и обучение мультимедиа прогреммам). Программа продолжает работать с организаторами обучения на региональных площадках по привлечению ими дополнительного финансирования программы «Обучение для будущего» от региональных и федеральных властей, от НФПК. Главной идеей года становится увеличение количества обученных до 100 тыс. из числа учителей школ и студентов педвузов и педучилищ при поддержании высокого качества обучения, для чего продолжается работа над развитием тренингов для тьюторов. Ведется целенаправленная работа над развитием региональными обучающими площадками дистанционной поддержки обучения студентов педвузов и учителей школ, которая опирается на основные аспекты программы «Обучение для будущего»: личностно-ориентированное и компетентностное обучение, проектную методику, самостоятельные исследования школьников, др. Получают свое развитие форумы и чаты программы, развившись в дистанционное тьюторство и консультирование организации и проведения сетевых проектов в школе и педвузе. Обучено 140 тысяч слушателей. Главным на данном этапе проведения программы стало реальное внедрение выпускниками программы учебных проектов в учебный процесс школы, привлечение внимания региональных обучающих площадок к необходимости участия в проектах региональных властей, ФАО, НФПК.