24 июля 2006 г.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
В Чувашии уже становится традицией проведение конкурсов среди учителей на лучший урок с использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В этом году в конкурсе приняли участие 90 учителей и 4 преподавателя средних и начальных профессиональных образовательных учреждений. Список учителей и преподавателей с указанием района, школы, класса и дисциплины указан в таблице.
Таблица 1.
Сводная таблица участников конкурса на «Лучший урок с использованием ИКТ» в 2006 году
№ |
ФИО |
Район |
Школа |
Класс |
Дисциплина |
Номинация 1. Учреждение общего среднего образования |
1 |
Листенева Надежда Николаевна |
Мариинский Посад |
МОУ "Гимназия № 1г. Мариинский Посад" |
11 |
Алгебра |
5 |
Дикина Наталья Евгеньевна |
Новочебоксарск |
СОШ №14 |
9 |
Химия |
6 |
Воеводина Надежда Дмитриевна |
Канаш |
СОШ № 7 |
7 |
Технология |
7 |
Григорьева Луиза Васильевна |
Ибресинский |
Бугуянская СОШ |
8 |
Информатика |
9 |
Гурина Татьяна Викторовна |
г.Алатырь |
СОШ №3 |
5 |
Математика |
10 |
Иванов Владимир Николаевич |
Ядринский |
Ядринская национальная гимназия |
8 |
Физика |
11 |
Карчикова Светлана Валентиновна |
Новочебокарск |
СОШ №20 |
11 |
Литература |
13 |
Фокина Светлана Валерьевна |
Чебоксары |
СОШ №59 |
11 |
Математика |
16 |
Ярандайкина Алевтина Владимировна |
Чебоксарский |
Синьял-покровская СОШ |
6 |
Биология |
|
Лукина Роза Николаевна, Михайлова Татьяна Алексеевна |
Вурнары |
СОШ № 2 г. Вурнары |
11 |
Физика |
18 |
Пупина Леонилла Ярославовна |
Яльчики |
Яльчикская СОШ |
10 |
Литература |
19 |
Пякшина Галина Петровна |
Чебоксары |
СОШ №45 |
10 |
География |
20 |
Герасимова Альбина Юрьевна |
Моргаушский |
Тораевская СОШ |
10 |
Технология |
22 |
Григорьева Аврора Петровна, Гурьева Раиса Терентьевна |
Урмарский |
Большеяниковская СОШ |
8 |
Информатика, КРК |
24 |
Иванова Наталия Геннадьевна |
Шемуршинский |
Шемуршинская СОШ |
7 |
Математика |
28 |
Васильев Алексей Иванович |
Красноармейский |
Большеатьминская СОШ |
6 |
История |
29 |
Егорова Марина Николаевна |
г. Новочебокарск |
СОШ №3 |
11 |
Биология |
31 |
Ковалив Наталья Владимировна |
Шумерля |
Гимназия №8 |
10 |
Информатика |
34 |
Черешнева Елена Владимировн, Никитин Сергей Григорьевч |
г. Новочебокарск |
СОШ №5 |
5 |
Английский язык |
35 |
Вшивкова Нина Леонидовна |
Новочебоксарск |
Гимназия №6 |
5,6,
10 |
Внеклассное мероприятие по авторской программе "Литературная гостиная" |
38 |
Григорьева Зинаида Федоровна |
Красноармейский |
Траковская гимназия |
11 |
Немецкий |
39 |
Лапина Наталия Геннадьевна |
Канаш |
МОУ СОШ № 8 |
9 |
Биология |
41 |
Мидакова Наталья Васильевна |
Красночетайский |
Красночетайская гимназия |
|
Химия |
43 |
Орлова Елена Николаевна |
Красночеайский |
Красночетайская гимназия |
7,8 |
Биология |
49 |
Петров Вениамин Николаевич |
Комсомольский |
СОШ №1 |
11 |
Физика |
50 |
Рахимзянова Оксана Михайловна |
Канаш |
СОШ №6 |
6 |
История |
51 |
Сидорова Наталья Михайловна |
Алатырский |
Стемасская СОШ |
6 |
Информатика |
52 |
Афанасьев Николай Сильвесторович |
Козловский |
Солдыбаевская СОШ |
10 |
Физика |
53 |
Галкина Татьяна Сергеевна |
Шумерля |
Гимназия №8 |
6 |
Математика |
55 |
Кержаева Наталья Геннадьевна |
Чебоксары |
СОШ №51 |
10 |
Физика |
56 |
Петрова Зоя Васильевна |
Канашский |
Янгличская СОШ |
9 |
КРК |
57 |
Алексеева Галина Николаевна |
Шумерля |
СОШ №1 |
10 |
История |
59 |
Иванова Любовь Валентиновна |
Цивильск |
СОШ №1 |
11 |
Биология |
61 |
Кутрова Вера Николаевна |
Порецкий |
Мишуковская СОШ |
8 |
История |
63 |
Лавреньева Татьяна Ивановна |
Ибресинский |
МОУ "Ибресинская СОШ № 2" |
10 |
Математика, информатика |
65 |
Маласкина Надежда Егоровна |
Шумерлинский |
Егоркинская СОШ |
11,9 |
Информатика |
66 |
Моисеева Елена Борисовна |
Шумерля |
СОШ №6 |
9 |
Русский язык |
67 |
Тимофеева Татьяна Федоровнв |
Ядринский |
МОУ СОШ № 3 г. Ядрин |
11 |
Биология |
68 |
Трофимов Александр Зинонович |
Красноармейский |
Траковская СОШ |
9 |
Обществознание |
71 |
Хумышева Ирина Михайловна |
Канаш |
МОУ СОШ № 8 |
8 |
Чувашский язык |
72 |
Алексеева Татьяна Александровна |
Шумерля |
СОШ №3 |
11 |
История |
75 |
Архипова Галина Ивановна |
Шумерля |
СОШ №3 |
11 |
История |
76 |
Ильина Алина Алексеевна |
Чебоксары |
СОШ №59 |
5 |
Чувашский язык |
78 |
Исакова Любовь Борисовна |
Шумерля |
СОШ №1 |
8 |
Чувашский язык |
80 |
Тихонова Альбина Владимировна |
Красноармейский |
Яншихово-Челлинская СОШ |
8 |
Чувашский язык |
81 |
Журавлева Тамара Вячеславовна |
Батыревский |
СОШ №1 |
4 |
Информатика |
83 |
Матвеева Марина Валерьевна |
Канаш |
СОШ №3 |
10 |
Литература |
84 |
Мулюкова Елена Александровна |
Канаш |
СОШ № 1 |
9 |
Чувашское слово |
86 |
Степанов Александр Марсович |
Моргаушский |
Калайкасинская СОШ |
5 |
Внекласное мероприятие |
Номинация 2. Учреждение начального (среднего) профессионального образования |
1 |
Бакаев Анатолий Юрьевич |
Шумерля |
ПУ №6 |
Правила дорожного движения |
2 |
Крикова Людмила Петровна, Михайлов Роман Валентинович |
Чебоксары |
ЧМТТ |
Иностранный язык Компьютерный дизайн |
3 |
Шакирова Алсу Рифатовна |
Шумерля |
ПУ №10 |
Основы аудита |
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что в конкурсе принимали участие учителя городских и сельских школ практически всех районов Чувашии, разнообразно представлены уроки по классам и дисциплинам.
Критерии оценок жюри были следующие:
1. Личный вклад учителя в разработку урока с использованием ИКТ
3 – использовались существующие образовательные ресурсы
4 – применялась адаптированная методика использования средств ИКТ
5 – применялась авторская методика использования средств ИКТ
2. Форма использования программного обеспечения
0 - выбранная форма использования средств ИКТ не способствует решению дидактических задач урока
3 - выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению не всех задач урока (обучающих, или развивающих, или воспитывающих)
5 – выбранная форма использования средств ИКТ способствует решению всех задач урока (обучающих, развивающих и воспитывающих)
3. Организация деятельности учащихся на уроке
0 – использование средств ИКТ снижает эффективность учебной деятельности учащихся
3 – эффективность учебной деятельности учащихся соответствует традиционному уроку
5 – повышается эффективность учебной деятельности учащихся
4. Уровень методической подготовки учителя в области использования средств ИКТ
3 - недостаточный уровень методической подготовки учителя
4 - достаточный уровень методической подготовки учителя
5 – высокий уровень методической подготовки учителя, ярко выраженный индивидуальный стиль работы учителя
5. Соблюдение санитарно – гигиенических требований
0 – нарушены санитарно-гигиенические требования к проведению урока в компьютерном классе
3 – оборудование класса соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к проведению урока в компьютерном классе
5 – оборудование и работа учащихся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям к проведению урока в компьютерном классе
6. Влияние информационных технологий на результативность
0 – искусственное внедрение в урок средств ИКТ
3 – фрагментарное (незначительно влияющее на достижение дидактических целей урока) использование средств ИКТ
5 – системное (интегрированное в содержание урока) использование средств ИКТ
7. Индивидуализация обучения за счет использования средств ИКТ
0 – использование ИКТ не способствует индивидуализации обучения;
3 – использование средств ИКТ частично повышает степень индивидуализации обучения;
5 – использование ИКТ направлено на индивидуализацию обучения.
Главный критерий в оценке уроков был следующий: повышается ли эффективность урока (измеряемая, прежде всего, активностью учащихся и интенсивностью учебной работы) за счет использования средств ИКТ. Лучшим уроком был признан урок Листеневой Надежды Николаевны (МОУ «Гимназия № 1 г. Мариинский Посад») по алгебре в 11 классе на тему «Решение иррациональных равнений».
Учительница на уроке использовала следующие дидактические материалы (здесь и далее цитируются и представляются методические материалы, представленные Н. Н. Листеневой на конкурс):
§ Работа с электронным учебником (в классе и дома);
§ Работа с тест-программой, созданной в MS Excel;
§ Использование заранее созданной презентации (MS Power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается на большом экране с помощью мультимедийного проектора) и мультимедийного проектора для отображения на экране верно выполненного домашнего задания;
§ Использование локальной сети для передачи информации на компьютер учителя;
§ Ведение электронного классного журнала (MS Excel).
Рис. 1. Тестовая программа в Excel
Жюри обратило внимание на активизацию учебной деятельности школьников во время использования тест-программы, созданной в MS Excel, а так же электронного классного журнала (MS Excel). В этих программах используются технологии VBA.
Рис. 2. Тестовая программа, индивидуальные результаты
Использование электронного журнала демонстрирует практические возможности индивидуализации обучения за счет использования средств ИКТ, что полностью соответствует современной парадигме образования. Кроме того, на уроке было показано разнообразие деятельности учителя с применением средств ИКТ, причем любое применение компьютерных технологий было направлено на повышение эффективности учебного процесса. Так, для проверки домашней работы учащихся применялся мультимедийный проектор: задания проецировались на экран после сканирования.
Рис. 3. Электронный журнал класса.
По сравнению с подобным прошлогодним конкурсом можно отметить, что общий уровень представленных работ значительно возрос. На конкурс не было представлено ни одного неинтересного урока. В каждом уроке учитель демонстрировал свой собственный индивидуальный методический стиль, в каждом уроке была «изюминка» - личная методическая находка учителя. Поэтому дисперсия (разброс) оценок небольшая и равна 8,26 (оценки от 35 до 24 баллов).
Считаем, что подобные конкурсы способствуют профессиональному росту учителей в области использования средств ИКТ на уроках, что в конечном итоге повысит эффективность и результаты обучения. Кроме того, представленные на конкурс материалы будут переданы в медиатеку при кафедре информатики и вычислительной техники Чувашского госпедуниверситета, чтобы студенты могли обучаться методике использования ИКТ на примере лучших уроков.