24 июля 2006 г.
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
E-mail-vmradomsky@mail.ru
Для повышения эффективности построения многоуровневых образовательных программ в системе профессионального непрерывного образования актуальной становится преемственность содержания образования и технологий обучения с использованием информационно-коммуникационных средств.
Реализуя преемственность в обучении учащихся и студентов научно-техническому творчеству, необходимо учитывать специфические условия дисциплины - на каждом этапе обучения необходимо давать более глубокие знания, обучаемые должны проявлять повышенный интерес к творческой деятельности и позитивно оценивать результаты своего труда.
Философская трактовка преемственности является методологической основой системы непрерывного приобщения учащихся и студентов к творческой деятельности; а понятие «преемственность» следует рассматривать во взаимосвязи с понятиями «непрерывность», «системность», «целостность». Теоретическое осмысление и практическое преломление принципа преемственности решает ряд образовательно-воспитательных вопросов. Принцип преемственности позволяет преподавателю выявить и развить индивидуальные особенности обучаемых, облегчить формирование культуры мышления, повысить эффективность процесса обучения научно-техническому творчеству.
На формирование культуры мышления обучаемых оказывает существенное влияние овладение методами развития творческого воображения, умение использовать при решении творческих и изобретательских задач системные, диалектические, функциональные, креативные и личностно-ориентированные подходы.
Системное мышление предусматривает умение решать проблемы с использованием системного подхода, подчеркивающего комплексность и четкую организацию в решении проблемы. Системный подход позволяет получить системный эффект: свойствами организованной системы являются не сумма свойств её частей, а нечто большее.
Диалектический подход основывается на мировоззренческих принципах:
· все в Природе изменяется и развивается;
· изменения - это переход системы из одного состояния в другое.
На основе диалектического подхода можно сделать практические выводы:
1. Если всё развивается, то нет предела и совершенствованию. Всё то, что считается совершенством сегодня, через какой-то срок окажется несовершенным. Если все изменяется, то и совершенствовать можно всё и всегда.
2. Разрешать противоречия необходимо своевременно, так как через некоторое время появятся новые, диктуемые жизнью.
Функциональный подход очень важен для формирования сильного мышления, он помогает сразу рассматривать самое главное в предмете - его функцию и отвечать на вопрос: зачем сделан предмет? В любом изделии есть недостатки и выявить, и ликвидировать их проще, если анализировать функции изделий.
Креативность как способность человека к творческой деятельности является основным показателем уровня и динамики саморазвития обучаемого - учащегося и студента. Креативный подход характеризуется умением увидеть проблему, увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей, понять новую точку зрения, уйти от шаблонов, стереотипов, умением перегруппировать идеи, выдвигать новые, способностью к абстрагированию, анализу-синтезу, способностью к конкретизации, умением оценивать полученные результаты. Креативная технология обучения представляет собой способ изменения установки профессионального образования: креативный подход предполагает не решение готовых дидактических задач, а генерацию, творческую формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни. Этот подход предполагает также усвоение каждым обучаемым современной методологии творчества, формирование системного (многоэкранного) мышления, творческого воображения, проектной культуры, развитие не только исходного творческого потенциала, но и мотивации потребности в дальнейшем творческом саморазвитии, в объективной самооценке.
Личностно-ориентированный подход состоит в том, что в автоматизированной информационно-коммуникационной системе обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся и студентов. В системе обучения одни и те же учебные модули для учащихся и студентов изучаются на различных примерах. Для студентов примеры берутся из патентного фонда, для учащихся – из головоломок, фокусов и др.
Разработанная автоматизированная информационно-коммуникационная система (АИКС) подготовки обучаемых к творческой деятельности состоит из основных и обеспечивающих подсистем. В АИКС входят: экспертная система (ЭС) поддержки творческой и изобретательской деятельности, интегративно-модульная 3-х уровневая методика обучения научно-техническому творчеству, веб-сайт www.uic.ssu.samara.ru/~evrika, программа обучения дисциплине, содержащая 54 модуля, модифицированный метод проектов, методические пособия, указания и другие источниками знаний, относящиеся к дисциплине и выполненные на магнитных и бумажных носителях информации, направлена на преемственное обучение учащихся и студентов научно-техническому творчеству.
ЭС включает в себя базу знаний и базу данных биологических, физических, химических, геометрических эффектов и явлений, выполняет различные запросы пользователя. Базы данных могут быть использованы для перевода их в базы знаний экспертами-специалистами из разных областей науки и техники. Для этого необходимо ввести патенты, эффекты и явления задачи по разным областям знаний в ЭС. При этом специалисту-химику предоставляется информация, связанная с областью химии, физику – физики и т.д. Пользователь может получить доступ ко всей информации, хранящейся в базе знаний.
В основу интегративно - модульной методики обучения положена дидактическая система, в которой содержание дисциплины «Научно-техническое творчество» спроектировано в соответствии с поставленными целями и задачами:
· дать обучаемым знания и привить навыки к совершенствованию существующей и созданию новой техники и технологий;
· обучить современной методологии научно технического творчества;
· повысить уровень творческого воображения, культуры мышления, творческих способностей (креативности);
· приобщать к творческой и изобретательской деятельности учащихся и студентов, учитывая изменяющиеся возрастные особенностями психики молодежи;
· обучить методу проектов - одному из эффективных путей создания конкурентоспособных изделий и технологий;
· обучить создавать блоки патентов, защищать свои разработки интеллектуальной собственностью, что будет способствовать росту профессиональных навыков личности.
При проектировании программы необходимо учитывать специфику модульного обучения дисциплине «Научно-техническое творчество»:
· структуризация содержания обучения. Содержание модуля разделяют на учебные элементы, которым соответствуют частные дидактические цели, причем каждый элемент должен соотноситься с определенным функциональным элементом профессиональной деятельности;
· принцип гибкости. Предусматривая модульную адаптацию к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям;
· принцип паритетности. Предполагает сотрудничество между преподавателем, выступающим в роли консультанта- координатора, и обучающимся, самостоятельно усваивающим учебный материал модуля.
Содержание каждого модуля должно включать в себя элементы:
· дидактические цели, входящие в программу действий для обучающихся;
· декомпозицию учебного материала на элементы;
· информационное обеспечение: способы контроля; освоение материала, вариативность методов освоения учебных элементов.
Выбор видов практической деятельности обучаемых осуществляется с использованием метода проектов. Так, например, учащиеся начальных классов выполняют проекты по составлению творческих игр, простейших головоломок, фокусов. По данным психологов, максимум творческой активности приходится на 12-14-летний период. Любой ребенок до 5 лет усваивает без особых трудов объем информации в несколько раз больше, чем в последующие годы.
Учащиеся старших классов и студенты младших курсов разрабатывают альтернативные источники энергии (ветроэнергетические установки; установки, использующие энергию прибоя, солнечную энергию и др.), а также экологически чистые технологии мойки транспортных средств, дозаторы жидкостей и др. Студенты старших выпускных курсов выполняют творческие и дипломные проекты в рамках своей будущей профессии. Непрерывность, целостность и эффективность подготовки обеспечиваются за счет преемственности содержания и видов проектной деятельности.
Самарскими учеными внедрен в учебный процесс ряда образовательных учреждений целостный учебно-методический комплекс по непрерывному приобщению учащихся и студентов вузов к творческой научно-технической деятельности в составе:
· базовой вариативной программы курса «Научно-техническое творчество»;
· учебных пособий по указанному выше курсу для школьников и студентов;
· экспертной системы поддержки творческой деятельности;
· банка дидактических материалов;
· пакета тестов для проверки уровня знаний обучаемых;
· библиотек выполненных образцов проектов.
Накопленный педагогический опыт показывает, что успешность реализации преемственности обучениязависит от выполнения условий согласованности образовательных программ разных уровней, степени осуществления структурно-логических связей содержания курса «Научно-техническое творчество» с учебными дисциплинами естественнонаучного цикла, форм контроля при подготовке обучаемых, уровня подготовки школьных учителей и вузовских преподавателей по дисциплине «Научно-техническое творчество».
Использованная литература:
Радомский В.М. Информационно-коммуникационная система подготовки студентов к творческой деятельности. Монография. Самара, 2005.