Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

24 июля 2006 г.

Процесс информатизации образования, как одна из составляющих процесса информатизации общества, во многом тормозиться из-за отсутствия кадров информатизации образования. Во многом этот информатизации образования легла на плечи учителей информатики в средней школе и кафедры информатики в высшем образовании, т.е. держится на энтузиазме. А это начинает приводить к негативным последствиям.

Для реальной информатизации в регионах образования нужны специалисты в этой области  — руководители информатизации образования на всех уровнях, нужен персонал для эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), нужен определенный уровень информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо иметь структуру, обеспечивающую подготовку, переподготовку и повышения квалификации кадров информатизации образования.

В Институте информатизации образования РАО в 2003-2006 гг. разработана инфраструктура комплексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования, которая во многих своих элементах уже начала работать в таких регионах, как Московская обл., Самарская обл., Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия) и др.

Мы предлагаем готовить кадры информатизации образования для регионов на следующих уровнях образования:

·        докторантура;

·        аспирантура;

·        система послевузовского образования и повышения квалификации;

·        высшее профессиональное образование;

·        среднее профессиональное образование;

·        начальное профессиональное образование.

Рассмотрим более подробно эту структуру.

I. Подготовка кадров высшей квалификации.

В системе подготовки кадров высшей квалификации в области информатизации образования предлагается вести подготовку специалистов в докторантуре по направлениям:

13.00.02  - теория и методика обучения и воспитания (информатизации образования);

13.00.08 – теория и методика профессионального образования.

Для учебы в докторантуре по этим направлениям можно привлекать кандидатов педагогических наук, а также работающих в сфере образования специалистов других областей знаний.

По завершению докторантуры специалисты могут занимать должности проректоров по информатизации, руководителей центров информатизации, руководителей в системе повышения квалификации, деканов и заведующих профильными кафедрами.

В аспирантуре можно готовить специалистов как по специальностям

13.00.02  - теория и методика обучения и воспитания (информатизации образования);

13.00.08 – теория и методика профессионального образования,

так и по специальности

13.00.02  - теория и методика обучения и воспитания (информатика),

а также по специальности

05.13.06 – автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (образование) – технические науки.

Здесь соискателями ученой степени кандидата наук могут выпускники педагогических вузов, классических и технических университетов, гуманитарных вузов.

По завершению аспирантуры специалисты могут работать на руководящих и преподавательских должностях, заниматься научной деятельностью и разработкой средств информатизации образования.

II. Система послевузовского образования и повышения квалификации.

По форме здесь могут проводиться занятия по очной, очно-заочной и заочной формах обучения, в том числе и с элементами дистанционного обучения. Основой для проведения такого вида подготовки могут стать специальности:

Прикладная информатика (в образовании);

Прикладная информатика (информатизация образования);

Прикладная информатика (в экономике, специализация – в сфере образования);

Прикладная информатика (в менеджменте, специализация – в сфере образования).

Здесь могут пройти первичную подготовку специалисты, работающие в сфере образования, перед выдвижением на должности руководителей информатизации образования. В принципе все участники учебно-воспитательного процесса должны периодически (один раз в 4-5 лет) проходить повышение квалификации и переподготовку по вопросам применения средств ИКТ в профессиональной деятельности. В зависимости от продолжительности обучения (70 часов, 100 часов, 500 часов, более 1000 часов) выдаются соответствующие документы о прохождении обучения.

Хочется отметить опыт подготовки в рамках этой программы завучей по информатизации для Самарской обл. В 2005-2006 гг. здесь прошла обучения группа как уже работающих завучей, так и предполагаемых. В очно-заочном варианте, с элементами дистанционного обучения, на базе Медиацентра г. Тольятти по программе 550 часов занятий прошли подготовку около 20 человек. Сами слушатели курсов отметили их огромную пользу, преподаватели увидели прогресс учеников – все выпускные работы можно было рассматривать как отчет аспирантов 1-2 года обучения, у руководителей образования Самарской обл. появился еще один список кандидатов на выдвижение. Планируется развить этот опыт.

Круг рассматриваемых здесь вопросов может быть очень широк. Это и первоначальное знакомство с компьютером, методика применения средств в процессе преподавания отдельных дисциплин, использование средств автоматизированного контроля знаний и т.п.

III. Высшее профессиональное образование.

Основой для проведения такого вида подготовки могут стать специальности:

Прикладная информатика (в образовании);

Прикладная информатика (информатизация образования);

Прикладная информатика (в экономике, специализация – в сфере образования);

Прикладная информатика (в менеджменте, специализация – в сфере образования),

а также другие специальности, связанные с ИКТ.

Подготовка специалистов может проходить в педагогических вузах, а также в классических и гуманитарных университетах как в виде основной, так и в виде дополнительной подготовки (второе высшее образование).

Возможные сферы деятельности таких специалистов описаны в ГОС по соответствующему направлению.

III. Среднее профессиональное образование.

Здесь могут пройти подготовку специалисты по эксплуатации средств ИКТ, а также средний персонал для работы в учебных заведениях.

Основой подготовки может быть специальность «Прикладная информатика», а также специальности 22 группы – «Информатика и вычислительная техника». В учебных заведениях ощущается острая нехватка специалистов по эксплуатации средств ИКТ, т.е. техников-лаборантов компьютерных классов. У них это также может быть основная специальность, а может быть и дополнительная для техников – специалистов в области информатики и вычислительной техники. Этот опыт есть в Республике Башкортостан.

Зав. медиатекой, методистов по работе с информационными системами образовательного назначения можно готовить в педагогических средних профессиональных учебных заведениях по направлению «Учитель начальной школы, методист-организатор информатизации образования». Потребность в таких специалистах также велика.

IV. Начальное профессиональное образование.

В системе начального профессионального образования (в лицеях и профильных классах старшей школы) может пройти подготовка по программе начального профессионального образования «Оператор компьютерного класса». Выпускники как системы начального, так и среднего профессионального образования должны обеспечивать работу в компьютерных классах в течение всего рабочего дня, быть помощниками преподавателей, организаторами внеклассной работы и самостоятельной подготовки.

Организационно систему надо строить с опорой на регионы, поскольку именно там представляют реальные потребности в кадрах информатизации образования. Но вопрос содержания подготовки, методического обеспечения должен решаться там, где есть соответствующие кадры – в ведущих вузах и академических институтах. Печальный опыт неудачной организации подобной подготовки без соответствующей научной проработки уже есть. Для руководства работой системы подготовки кадров информатизации образования необходимо создания Центра учебно-методического обеспечения региональной подготовки кадров информатизации образования.

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика