24 июля 2006 г.
МГПИ им. Н.К. Крупской, г. Йошкар-Ола, grimma@rambler.ru
Развитие современного информационного общества неразрывно связано с внедрением информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Концепция информатизации сферы образования РФ принятая в 1998 г. связывает основные возможности реформирования системы образования с применением информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Как отмечает Захарова И.Г.: «Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это естественный путь, которому нет альтернативы. Первенство в практическом внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образовании)».
В учебных планах педагогических вузов основным предметом, осуществляющим подготовку будущих учителей к применению средств ИКТ в учебном процессе, был курс «Технические и аудиовизуальные средства обучения». Преобразования, происходящие в обществе, требуют изменения подхода к подготовке будущих учителей, и первый шаг уже сделан. Произошло изменение учебных планов подготовки педагогов. В связи с этим, в учебные планы педагогических вузов на всех специальностях с 2006 года введен новый курс «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе». Одновременно произошло выделение курса «Аудиовизуальные технологии обучения», на одних специальностях как отдельная дисциплина, а на других – как раздел курса «Теория и методика обучения (по предмету)».
В государственном образовательном стандарте по данным дисциплинам включены разделы, рассматривающие вопросы связанные именно с подготовкой к использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании и, в частности, учебном процессе.
Аудиовизуальные технологии обучения: Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных программ. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.
Цель курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» - сформировать у будущих учителей школ систему знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Это обусловлено стратегией развития современного общества на основе знаний и новых технологий, что объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих педагогов.
Необходимо организовать обучение на таком уровне, чтобы учитель, независимо от его основной специальности мог бы наиболее эффективно решать педагогические задачи, связанные с внедрением средств ИКТ в образование.
Задача курса - раскрыть дидактические основы педагогических технологий и функциональные возможности используемых в школе средств ИКТ.
Особая значимость данного курса с учетом новых функций современного учителя, состоит в том, что преподавание своего основного предмета осуществляется с использованием на практике ИКТ в процесс обучения в самых разнообразных формах. Начиная от простого использования электронных ресурсов для объяснения нового материала и контроля знаний до внедрения метода проектов в процесс обучения. Следует отметить, что последний в настоящее время очень широко пропагандируется, распространяется и применяется.
В результате изучения курса студент должен:
– ознакомиться с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в различных видах учебной и воспитательной деятельности;
– научиться использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;
– подготовиться к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении;
– ознакомиться с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией.
– научиться проводить анализ возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, тенденций методического совершенствования прикладных программных средств учебного назначения, возможных негативных последствий психолого-педагогических воздействий при использовании средств информатизации и коммуникации на обучающегося и меры по их предотвращению.
– научиться применять ИКТ в системе контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.
– изучить экспертные и аналитические методы оценки программно-методических и технологических средств учебного назначения.
Дисциплина включает в себя лабораторный практикум, содержащий вопросы:
· Поиск информации образовательного назначения на заданную тему из распределенного ресурса сети Интернет.
· Проведение оценки: качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD - ROM) и возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения,
· Разработка: программных средств учебного назначения с использованием инструментальных программных средств (или инструментария технологии Мультимедиа) и учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных программных средств, теста по заданной теме школьного курса информатики с использованием инструментальных программных средств, учебно-методических материалов на базе использования офисных технологий в процессе преподавания определенной темы данного общеобразовательного предмета.
Современному учителю недостаточно знаний предметной области и методики преподавания только своей дисциплины, ему необходимы знания новых технологий, информационных и коммуникационных в том числе, которые можно применять в учебном процессе. Изменение государственных стандартов давно уже назрело. Поэтому введение новых дисциплин с их новым для подготовки будущих учителей содержанием, позволит поднять профессиональную подготовку педагогов на уровень, соответствующий требованиям информационного общества и осуществлять необходимую основательную подготовку в сфере современных информационных и коммуникационных технологий.
Таким образом, содержание педагогического образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, станет намного глубже и осмысленней и позволит более точно использовать эти знания в своей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М.: 2005.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие. – М.: 2001.