Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ

24 июля 2006 г.

Московский гос. открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, Академия информатизации образования(АИО),Москва, Россия,

svetlana_bog@hotbox.ru,  svetl@nm.ru

 

Применение информационных  технологий (ИТ) в современной педагогической практике сегодня основано на процессах активной разработке новых приёмов и технологий обучения и повышения квалификации самих педагогов. Современные ИТ  и технологии дистанционного обучения (ДО) меняют стратегию обучения и требуют постоянной переподготовки педагога в этих областях. Фактически, образовательные структуры отстают от своевременного прихода новых технологий в школы и университеты. достаточно очевидны. Стратегия переподготовки педагога к дистанционному обучению в вузе сегодня включает опережающее освоение ресурсов знания и терминологии на разных этапах обучения и повышения квалификации самих преподавателей. ДО ПК с помощью активного использования информационного ресурса, его организационных возможностей можно рассматривать в качестве базы новых педагогических методологий. Таким образом,   стратегической задачей модернизации высшего и послевузовского образования является формирование парадигмы обучения и повышения квалификации педагога, основу которой составляет использование интегрированной информационной среды. Одной из ближайших задач информатизации учебного процесса и разработки новых программ повышения квалификации персонала, как активного фактора развития Университета, должно быть развитие дистанционного и сетевого обучения. Привлечение ведущих кафедр и наиболее передовых педагогов к этой учебно-методической деятельности, в перспективе позволит вводить в вузовское обучение новые специальности и предметные области, связанные с интенсификацией использования информационных технологий в учебном процессе. Такая модернизация подготовки педагогов связана с развитием информационного ресурса, известного как  глобальная информационная сеть Интернет, рассматриваемого в свете методологического и организационного аспектов. В 2001 году произошли два события, о которых можно сказать как о начале новой эпохи: открытие Википедии (www.wikipedia.org) и старт инициативы Ореn Course Ware (0CW) Массачусетского технологического института (ocw.mit.edu). Их общая цель - создание репозитария свободной информации, предоставление доступа к знаниям всем желающим. В Википедии на данный момент находится почти 800 тысяч статей [1] поддерживаемых сотнями тысяч энтузиастов, Викимедия развивает новые проекты на основе тех же принципов. Участник проекта может написать статью на любую тему и разместить  на страницах соответствующего Вики-издания, а также внести правки в любой материал и участвовать в дискуссиях, в результате получая документ коллективного творчества, для поддержки проектов имеется фонд  - Wikipedia Foundation Inc (Викимедиа). Среди таких проектов можно рекомендовать проект Wikibooks, в котором разрабатываются открытые учебники и пособия, а также словарь Wiktionary и другие ресурсы. Использование этих технологий в учебном процессе даёт в руки преподавателя огромное количество дополнительной информации. Контенту Википедии - это GNU FDL, а у Open Course Ware(OCW) - запрещающая коммерческое использование версия Creati-veCommons. Проект Open Course Ware пять лет развивается в качестве информационного ресурса. Появляются новые материалы, включающие в себя не только конспекты или видеозаписи лекций, но и интерактивные элементы — java-апплеты, flash-ролики,  и т. д. В 2005 году Университет Юты (Utax University) объявил о создании собственного OCW,  а для его поддержки был разработан инструментарий eduCommons (cosl.usu.edu/projects/eduCommons). Эти ресурсы ориентированы на создание свободного образовательного контента. Учебные материалы - это лишь один из главных элементов образования, понятна необходимость информационной среды, соединяющей учеников и преподавателей. Такая среда дает возможность интерактивного диалога, обсуждения материалов и их совместной доработки, также, как в сообществах Оpen source объединяются разработчики, авторы патчей, тестеры и пользователи. Для организации такого коммуникационного пространства в eduCommons  включены функции social software, известного под названием Open Learning Support (OLS), важно то, что OLS позволяет искать людей, с которыми можно общаться по проблемам изучаемого материала. Кроме формирования контента в Сети, существует и обратное явление - последние технологии Интернета (например, «Веб 2.0») включаются в учебный процесс. Сегодня преподаватели используют применение  блогов и вики в обучении, при этом  изменяется отношение к работе с информацией. Если раньше основной деятельностью учащихся было потребление знаний, то есть - репродуктивность, то сегодня центр смещается на «управление знаниями»: поиск, редактирование и создание контента. В условиях избытка информации  тьютор в ДО должен помочь выстроить «социальную сеть», которая в нужный момент предоставляла доступ к нужным ресурсам, включая и данные, а общение основано на активной позиции учащихся и преподавателей,  их взаимодействии  и совместном обучении. Для развития таких  навыков  в ДО используются современные веб-инструменты и этот метод имеет серьезные перспективы.

Проблемы  стратегии  организации ДО, связанные с тем, как использовать накопленные сообществом знания для обучения. Основа технологии wiki – это свободная правка материалов, что  допускает отсутствие  гарантий достоверности опубликованных данных. Преподавателю, заинтересованному в повышения квалификации. данный инструмент помогает развивать профессиональные навыки критического мышления и мотивирует использование самостоятельного анализа получаемой информации. Обучение таким качествам в дальнейшем развитии методологии ДО - важнейший принцип улучшения его профессионализма.  Например, при проведении Курсов ПК в ДО для  преподавателей нашего ВУЗа,  мы использовали открытую энциклопедию и как источник информации, и как площадку для выполнения практических работ. В МГОПУ в 2006 году на курсах ПК предоставляется преподавателям методика такого использования ресурсов. В результате Википедия пополняется русскоязычными материалами, а у педагогов есть возможность закрепить полученные знания, участвуя  в международных проектах. Деятельность проходит в онлайне, на выходе должен получиться не только набор веб-страниц но и готовый к распечатке pdf-файл  с иллюстрациями, совместными текстами и интерактивной частью, где преподаватель участвует в дискуссии и получает комментарии или ссылки в Википедии.

Для организации мониторинга и современных видов контроля и диагностики учебного процесса можно ввести систему штрих-кодов, а также сети с автоматическим добавлением информации -Value Added Networks (VAN), ЛЕНТЫ добавления и анализа интернет-ресурса и блоггов[2], где по запросу пользователя к ответу может автоматически добавляться дополнительная информация, объем и содержание которой могут определяться пользователем-педагогом. Преподаватель, при наличии таких сетевых технологий, может корректировать характер и тип занятий  и  устанавливать непосредственную связь с учащимися или другими преподавателями. Наравне с электронными библиотеками используется большое количество сетевых  справочных изданий, энциклопедий, которые специально ориентированы на обучение.

Стратегия ДО и ПК педагога, тьютора, модератора должна включать и разработку новых организационно-этических норм поведения преподавателя. Это является непосредственным следствием введения в учебный процесс дистанционных  информационно-педагогических технологий. Важнейшим является вопрос о нормах авторского права и  их применения к современному педагогическому процессу и распространению в сети педагогической литературы и авторских разработок. Существуют проблемы авторского права: имеет ли преподаватель право знакомить других участников учебного процесса с данными, выложенными в сети другим автором, проблемы применения контрафактных программ, несанкционированное использование программ и учебников, как собственности учебного заведения и написания коллективных учебных пособий.  Наиболее органично можно осуществить такую работу и проекты с помощью организации постоянно действующих курсов повышения квалификации для ППС ВУЗа. Как пример, можно привести организацию и развитие таких курсов ПК в МГОПУ им. М.А.Шолохова[6]. В построении курса повышения квалификации в области информационных технологий для специалистов удалось учесть основные принципы использования распределенного ресурса - профессиональных баз данных и информационных систем, с возможностью доступа по сети  и применения в учебной и научной деятельности преподавателей и сотрудников Университета. В новой программе курсов предусмотрена возможность оптимизации научно-образовательных веб-проектов и сетевого ресурса для обучения и повышения квалификации специалистов  университета, совместно с ИИТО ЮНЕСКО, что стимулировало повышение заинтересованности  персонала университета и перспективно для развития ДО. Эта стратегия привлекла внимание слушателей курсов такими достоинствами, как новые методологические способы  организации информационного взаимодействия между образовательными учреждениями, педагогами, учеными и обучающимся контингентом, а также возможностью быстрого внедрения уникальных авторских методик преподавателей университета и ИИТО ЮНЕСКО в информационно-образовательную среду России. При этом  сотрудничество субъектов этого процесса – преподавателя и слушателя осуществляется  в качестве партнерства, с учетом уникального объема охвата аудитории и быстродействия способов общения через телекоммуникации, которые сегодня гарантируют удобство и доступность системы сервисного обслуживания России.

Подготовлен интегрированный с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) курс повышения квалификации для преподавателей, в результате которого будет подготовлен контингент преподавателей-тьюторов. После окончания курсов представители ведущих кафедр и факультетов  участвуют в качестве тьюторов в проектах по  дистанционному обучению, а также могут преподавать на курсах ПК в области IT. В качестве компонентов курсов ПК  для подготовки специалистов в планы курсов повышения квалификации в области ИКТ включены модули по использованию  средств мультимедиа, разработки электронных средств обучения, основы эргодизайна и дистанционного обучения.  Преподавателям предоставлена возможность активно использовать потенциал информационного ресурса в своей  профессиональной деятельности, освоить новые полисубъектные отношения и методы коллективного взаимодействия для решения практических задач учебного процесса или научного проекта. Для осуществления такой деятельности,  для всех заинтересовавшихся предлагается программа повышения квалификации и переподготовки специалистов педагогических образовательных учреждений в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога. В рамках Образовательной программы ИИТО ЮНЕСКО предлагаются следующие учебные курсы: Основы компьютерной грамотности для педагога; ИКТ для среднего образования; ИКТ в начальном профессиональном образовании; ИКТ в дистанционном образовании; ИКТ в образовании людей с особыми потребностями; Интернет в образовании; Мультимедиа в образовании; Преподаватель дистанционного обучения. Предлагаемая программа повышения квалификации и переподготовки формирует общее представление о современных тенденциях использования ИКТ в образовании; показывает роль и место ИКТ в достижении целей современного образования; обобщает и распространяет лучшие примеры международного опыта применения ИКТ в образовании; формулирует основные подходы к созданию национальных и региональных стратегий и программ использования ИКТ в образовании; демонстрирует различные модели обучения с использованием ИКТ; определяет наиболее успешные направления интеграции ИКТ и методов обучения в контексте мировых тенденций развития образования; формирует навыки организации учебного процесса с использованием ИКТ и использованию ИКТ в преподавании предметных дисциплин и для различных образовательных систем. Занятия включают очную (интенсивный тренинг) и заочную фазы (дистанционное обучение и консультирование по Интернет без отрыва от работы). Организация и структура ближайших курсов ПК включает в себя занятия, которые проводятся в течение 9 недель: первая неделя – интенсивный очный тренинг (пять дней, 40 часов, ИИТО ЮНЕСКО, Москва); 2-8 недели – дистанционное обучение и консультирование по Интернету без отрыва от работы (24 часа); 9-я неделя – интенсивный очный тренинг и итоговая аттестация (два дня, 8 часов, ИИТО ЮНЕСКО, Москва). Слушатели, успешно прошедшие обучение, получают:Государственный документ о повышении квалификации; Сертификат ИИТО ЮНЕСКО. Сроки ближайших курсов ПК ЮНЕСКО:

1) «Применение ИКТ в специальном (коррекционном) образовании» (16 октября – 18 декабря 2006 г.). В программу курса включены следующие разделы: Тенденции развития специального образования на современном этапе; Роль информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании; Описание, классификация и основные области применения вспомогательных технологий в специальном образовании; Дистанционные технологии специального образования; Подходы к обеспечению доступности дистанционного образования для учащихся с особыми потребностями; Формирование политики по применению ИКТ в специальном образовании. Заявки на обучение принимаются до 9 октября 2006 г.

2) «Мультимедиа в образовании» (23 октября – 26 декабря 2006 г.). В программу курса включены следующие разделы: Применение мультимедиа в образовании. Концепции и стратегии обучения с применением мультимедиа; Оценка знаний и умений методом портфолио; Модель педагогических сценариев применения мультимедиа. Использование линейных, нелинейных и интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов; Создание мультимедиа. Эргономика экранных форм представления информации и удобство использования элементов графического интерфейса; Создание мультимедийных учебных курсов; Этические и юридические аспекты использования мультимедийных средств; Экспертная оценка и отбор образовательных мультимедийных продуктов. Заявки на обучение принимаются до 16 октября 2006 г.

3) «Применение ИКТ в профессионально-техническом образовании» (30 октября –8 января 2007 г.). Заявки на обучение принимаются до 23 октября 2006 г.

4) «ИКТ в среднем образовании» (20 ноября –22 января 2007 г.). Заявки на обучение принимаются до 13 ноября 2006 г.

5)  «Преподаватель дистанционного обучения» (4 декабря 2006– 5 февраля 2007 г.). В программу курса включены следующие разделы: Дидактические основы дистанционного обучения (ДО); Психологические основы ДО; Средства ДО; Технологии ДО; Педагогический контроль в ДО; Стандартизация технологий обучения и образовательных ресурсов для ДО; Нормативно-правовое обеспечение ДО; Организационные основы ДО; Основы управления образовательными проектами; Основы авторского права в образовании. Заявки на обучение принимаются до 22 февраля 2006 г.

Контактыные телефоны: (495) 170-58-07; E-mail: svetlana_bog@hotbox.ru (Богданова Светлана Витальевна); ИИТО ЮНЕСКО: (495) 718-08-44; E-mail: e.pshen@iite.ru (Пшеничная Екатерина Борисовна)

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика