Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

24 июля 2006 г.

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

                                         E-mail-vmradomsky@mail.ru

 

Для повышения эффективности построения многоуровневых образовательных программ в системе профессионального непрерывного образования актуальной становится преемственность содержания образования и технологий обучения с использованием информационно-коммуникационных средств.

Реализуя преемственность в обучении учащихся и студентов научно-техническому творчеству, необходимо учитывать специфические условия дисциплины - на каждом этапе обучения  необходимо давать более глубокие знания, обучаемые должны проявлять повышенный интерес к творческой деятельности и позитивно оценивать результаты своего труда.

Философская трактовка преемственности является методологической основой системы непрерывного приобщения учащихся и студентов к творческой деятельности; а понятие «преемственность» следует рассматривать во взаимосвязи с понятиями «непрерывность», «системность», «целостность». Теоретическое осмысление и практическое преломление принципа преемственности решает ряд образовательно-воспитательных вопросов. Принцип преемственности позволяет преподавателю выявить и развить индивидуальные особенности обучаемых,   облегчить формирование культуры мышления, повысить эффективность процесса обучения научно-техническому творчеству.

На формирование культуры мышления обучаемых оказывает существенное влияние овладение методами развития творческого воображения, умение использовать при решении творческих и изобретательских задач системные, диалектические, функциональные, креативные и личностно-ориентированные подходы.

Системное мышление предусматривает умение решать проблемы с использованием системного подхода, подчеркивающего комплексность и четкую организацию в решении проблемы. Системный подход позволяет получить системный эффект: свойствами организованной системы являются не сумма свойств её частей, а нечто большее.

Диалектический подход основывается на мировоззренческих принципах:

·                все в Природе изменяется и развивается;

·                изменения - это переход системы из одного состояния в другое.

  На основе  диалектического подхода  можно сделать практические выводы:

1. Если всё развивается, то нет предела и совершенствованию. Всё то, что счита­ется совершенством сегодня, через какой-то срок окажется несовершен­ным. Если все изменяется, то и совершенствовать можно всё и всегда.

2. Разрешать противоречия необходимо  своевременно, так как через некоторое время появятся новые, диктуемые   жизнью.

Функциональный подход очень важен для форми­рования сильного мышления, он помогает  сра­зу рассматривать самое главное в предмете - его функцию и отвечать на вопрос: зачем сделан предмет? В любом изделии есть недостатки и выявить, и ликвидировать их проще, если анализи­ровать функции изделий.

Креативность как способность человека к  творческой деятельности    является основным показателем уровня и динамики  саморазвития обучаемого - учащегося и студента. Креативный подход характеризуется умением увидеть проблему, увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей, понять новую точку зрения, уйти от шаблонов, стереотипов, умением перегруппировать идеи, выдвигать новые, способностью к абстрагированию, анализу-синтезу, способностью к конкретизации, умением оценивать полученные результаты. Креативная технология обучения представляет собой способ изменения установки профессионального образования: креативный подход предполагает не решение готовых дидактических задач, а генерацию, творческую формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни. Этот подход предполагает также усвоение каждым обучаемым современной методологии творчества, формирование системного (многоэкранного)  мышления, творческого воображения, проектной культуры, развитие не только исходного творческого потенциала, но и мотивации потребности в дальнейшем творческом саморазвитии, в объективной самооценке.

Личностно-ориентированный подход состоит в том, что в автоматизированной информационно-коммуникационной системе обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся  и студентов. В системе обучения одни и те же учебные модули для учащихся и студентов изучаются на различных примерах. Для студентов примеры берутся из патентного фонда, для учащихся – из головоломок, фокусов и др.

Разработанная автоматизированная информационно-коммуникационная система (АИКС) подготовки обучаемых к творческой деятельности состоит из основных и обеспечивающих подсистем.  В АИКС входят: экспертная система (ЭС) поддержки творческой и изобретательской деятельности, интегративно-модульная  3-х уровневая методика обучения научно-техническому творчеству,    веб-сайт www.uic.ssu.samara.ru/~evrika, программа обучения дисциплине, содержащая 54 модуля, модифицированный метод проектов,  методические  пособия, указания и другие  источниками знаний, относящиеся к дисциплине и  выполненные на магнитных и бумажных носителях информации, направлена на  преемственное  обучение учащихся и студентов научно-техническому творчеству.

 ЭС включает в себя базу знаний и базу данных биологических, физических, химических, геометрических эффектов и явлений, выполняет различные запросы пользователя. Базы данных могут быть использованы для перевода их в базы знаний  экспертами-специалистами из разных областей науки и техники. Для этого необходимо ввести патенты, эффекты и явления задачи  по разным областям знаний в ЭС. При этом специалисту-химику предоставляется информация, связанная с областью химии, физику – физики и т.д. Пользователь может получить доступ ко всей информации, хранящейся в базе знаний.

В основу интегративно - модульной методики обучения положена дидактическая система, в которой содержание дисциплины «Научно-техническое творчество» спроектировано в соответствии с поставленными целями и задачами:

·  дать обучаемым знания и привить навыки к совершенствованию       существующей  и созданию новой техники и технологий;

·  обучить современной методологии научно технического творчества;        

·  повысить уровень творческого воображения, культуры мышления, творческих способностей (креативности);

·  приобщать к творческой и изобретательской деятельности учащихся и студентов, учитывая  изменяющиеся возрастные особенностями психики молодежи;

·  обучить методу проектов - одному из эффективных путей создания конкурентоспособных изделий и технологий;

·  обучить создавать блоки патентов, защищать свои разработки интеллектуальной собственностью, что будет способствовать росту профессиональных навыков личности.

При проектировании программы необходимо учитывать специфику модульного обучения дисциплине «Научно-техническое творчество»:

·  структуризация содержания обучения. Содержание модуля разделяют на учебные элементы, которым соответствуют частные дидактические цели, причем каждый элемент должен соотноситься с определенным функциональным элементом профессиональной деятельности;

·  принцип гибкости. Предусматривая модульную адаптацию к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям;

·  принцип паритетности. Предполагает сотрудничество между преподавателем, выступающим в роли консультанта- координатора, и обучающимся, самостоятельно усваивающим учебный материал модуля.

Содержание каждого модуля должно включать  в себя элементы:

·              дидактические цели, входящие в программу действий для обучающихся;

·              декомпозицию учебного материала на элементы;

·              информационное обеспечение: способы контроля; освоение материала, вариативность методов освоения учебных элементов.

Выбор видов практической деятельности обучаемых осуществляется с использованием метода проектов. Так, например, учащиеся начальных классов выполняют проекты по составлению творческих игр, простейших головоломок, фокусов. По данным психологов, максимум творческой активности приходится на 12-14-летний период. Любой ребенок до 5 лет усваивает без особых трудов объем информации в несколько раз больше, чем в последующие годы.

Учащиеся старших классов и студенты младших курсов разрабатывают альтернативные источники энергии (ветроэнергетические установки; установки, использующие энергию прибоя, солнечную энергию и др.), а также экологически чистые технологии мойки транспортных средств, дозаторы жидкостей и др. Студенты старших выпускных курсов выполняют творческие и дипломные проекты в рамках своей будущей профессии. Непрерывность, целостность и эффективность подготовки обеспечиваются за счет преемственности содержания и видов проектной деятельности.

Самарскими учеными внедрен в учебный процесс ряда образовательных учреждений целостный учебно-методический комплекс по непрерывному приобщению учащихся и студентов вузов к творческой научно-технической деятельности в составе:

·           базовой вариативной программы курса «Научно-техническое творчество»;

·           учебных пособий по указанному выше курсу для школьников и студентов;

·           экспертной системы поддержки творческой деятельности;

·           банка дидактических материалов;

·           пакета тестов для проверки уровня знаний обучаемых;

·           библиотек выполненных образцов проектов.

Накопленный педагогический опыт показывает, что успешность реализации преемственности обучениязависит от выполнения условий согласованности образовательных программ разных уровней, степени осуществления структурно-логических связей содержания курса «Научно-техническое творчество» с учебными дисциплинами естественнонаучного цикла, форм контроля при подготовке обучаемых, уровня подготовки школьных учителей и вузовских преподавателей по дисциплине «Научно-техническое творчество».

 Использованная литература:

      Радомский В.М. Информационно-коммуникационная система подготовки студентов к творческой деятельности. Монография. Самара, 2005.

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика