Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Актуально » Отчет о деятельности ОО ЧРО АИО в 2016 году

12:04 31 марта 2017 г.

ОТЧЕТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (ОО ЧРО АИО) ЗА 2016 ГОД

 

Состав Отделения в 2016 году включал следующих ученых:

  1. Н. В. Софронова, д.п.н., профессор – председатель научного совета (n_sofr@mail.ru),
  2. А. А. Бельчусов, к.т.н., доцент – ученый секретарь,
  3. В. Н. Иванов, д.п.н., профессор,
  4. Н. И. Мерлина, д.п.н., профессор,
  5. Н. В. Бакшаева, к.п.н., доцент,
  6. В. И. Баран, к.ф.-м.н., доцент,
  7. А. В. Богомолов, к.п.н., доцент,
  8. Ю. В. Григорьев, к.п.н.,
  9. Ю.Н. Егорова, к.п.н., доцент,
  10. Э. А. Игнатьева, к.псих.н, доцент,
  11. А. В. Картузов, к.п.н., доцент,
  12. А.В. Кирий, к.т.н., доцент,
  13. Т. Н. Копышева, к.ф.-м.н.,
  14. Т. В. Митрофанова, к.ф.-м.н.,
  15. Л. Г. Максимова, к.п.н., доцент,
  16. А. В. Щипцова, к.п.н., доцент.

Основные виды деятельности ОО ЧРО АИО – это оказание образовательных услуг в виде организации дистанционных конкурсов и дистанционных курсов повышения квалификации работников образования.

Материально–техническое обеспечение ОО ЧРО АИО включает офисное помещение площадью 39 кв. м., компьютер, многофункциональное устройство (МФУ: принтер, сканер, факс), офисная мебель, склад. На складе хранятся остатки призов от различных конкурсов, задания прошлых конкурсов и бланки для рассылки (сертификаты, дипломы, благодарности, грамоты).

Основные экономические показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Основные экономические показатели ОО ЧРО АИО за 2015-2016 годы

Организация организует свою деятельность исключительно на деньги от оказания образовательных услуг без привлечения бюджетных средств. Статьи расходов:

- зарплата сотрудников;

- организация конкурсов;

- командировка членов ОО ЧРО АИО для участия в научных мероприятиях;

- публикация сборников конференций и учебных пособий.

Из данных таблицы видно, что доходы организации за 2016 год снизились на 761 тысячу рублей по сравнению с 2015 годом. Соответственно расходы тоже снизились на 644 тысяч рублей. Финансовый результат снизился на 117 тысяч рублей. Несмотря на снижение доходов, фонд оплаты труда не изменился и составил 180 тысяч рублей при среднемесячной зарплате 15 тысяч рублей. Среднегодовая стоимость основных средств снизилась на 1 тысячу рублей за счет амортизации.

Отделение организовало и провело следующие научные и научно-популярные мероприятия: всероссийская дистанционная научно-практическая конференция «Интернет-технологии в образовании», дистанционные конкурсы «Инфознайка» (по информатике), «Спасатели» (по ОБЖ), «Соционет» (по обществознанию). В дистанционных конкурсах принимают участие учащиеся и учителя школ всех регионов России и шести стран: Украина, Казахстан, Корея, Молдавия, Латвия и др. Активную деятельность по активизации познавательного интереса школьников к различным предметам общеобразовательного цикла проводит профессор Н.И. Мерлина. Под ее руководством в Чувашии проходили конкурсы: «Кенгуру» (по математике), «Русский медвежонок» (по русскому языку), «Золотое руно» (по английскому языку), «Чувашская ласточка» (по чувашскому языку), «Турнир по математике» и др. На базе Чебоксарского политехнического института (филиал МГОУ) состоялся конкурс студенческих работ «УМНИК». В качестве организаторов и членов жюри выступили члены Отделения А. А. Бельчусов, А. В. Богомолов, А. В. Кирий, А.В. Щипцова.

Членами ОО ЧРО АИО в 2016 году было подготовлено к изданию и опубликовано более 50 печатных работ: монография, учебные пособия, сборники, статьи и тезисы. В том числе:

Материалы всероссийской с международным участием дистанционной научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». -  Чебоксары : КЛИО, 2016.

Возможности расширения деятельности организации заключаются в увеличении разнообразия предоставляемых образовательных услуг (новые дистанционные конкурсы и курсы повышения квалификации). Так, в 2011 году ОО ЧРО АИО объявило о всероссийском конкурсе по ОБЖ «Спасатели», а в 2016 году – о конкурсе по обществознанию «Соционет». В 2015 году ОО ЧРО АИО получило лицензию на осуществление образовательной деятельности и организовало курсы дистанционного обучения и повышения квалификации учителей.

Усиление международных связей возможно за счет привлечения участников в дистанционные конкурсы. Однако процент участия зарубежных участников пока невысок и составляет примерно 1% в международном конкурсе «Инфознайка».

В процессе организации дистанционных конкурсов организация привлекает координаторов, которые организуют проведение конкурсов на местах (в школе или в классе). Координатором может быть учитель, отвечающий за свой класс, или человек, объединивший участников конкурса в пределах школы или даже нескольких школ. Поскольку координаторы являются организаторами конкурсов на местах, их необходимо рассматривать как кадровый состав ОО ЧРО АИО. Именно от их работы зависит эффективность деятельности ОО ЧРО АИО.

ОО ЧРО АИО проводит конкурсы с 2005 года и имеет достаточную разветвленную сеть координаторов конкурсов на местах. Кадровую структуру ОО ЧРО АИО можно представить в виде дерева (рис. 1).

Рис. 1. Кадровая структура ОО ЧРО АИО при организации дистанционных конкурсов.

Конкурсами в ОО ЧРО АИО занимаются только пять человек, включая двух штатных сотрудников. Региональных координаторов более 300 человек, а координаторов в школах и классах – более пяти тысяч учителей. Юридической основой для трудовых отношений является договор, который ОО ЧРО АИО заключает со всеми координаторами (см. сайт infoznaika.ru).

Координаторы сотрудничают с организаторами конкурса на добровольной основе, без получения заработной платы. Таким образом, один из главных механизмов повышения трудовой дисциплины через премии и штрафы отсутствует.

Представим показатели результативности взаимодействия сотрудников ОО ЧРО АИО с координаторами на примере динамики изменения количества участников конкурсов (таблица 2 и рис. 2).

Мы рассмотрели два основных конкурса, которые проводит организация. Конкурс «Инфознайка» - международный, по информатике. Конкурс «Спасатели» - всероссийский, по основам безопасности жизнедеятельности. Фактические данные свидетельствуют о снижении количества участников в обоих конкурсах. Вычислим коэффициент корреляции между этими функциями. Он составляет 0,98. То есть, несмотря на то, что конкурсы по разным общеобразовательным дисциплинам, динамика снижения количества участников в конкурсах практически одинаковая. То есть для ОО ЧРО АИО эта тенденция объективная, напрямую связанная с работой с персоналом (координаторами конкурсов).

Рассмотрим динамику изменения количества координаторов (таблица 3, рис.3).

Таблица 3.

До 2013 года количество координаторов конкурсов неравномерно, но постоянно увеличивалось. А с 2014 года количество координаторов ежегодно уменьшается.

Еще один анкетный опрос был проведен среди учителей, не принявших участие в конкурсе в этом году (выбывших из участников). Опрошено было 456 человек (таблица 4).

Таблица 4.

Из 10 ответов наибольший процент набрал ответ о том, что школьники не захотели приять участие в игре (15,7%), следующий по многочисленности – администрация не поддерживает конкурсы (8,7%). Странно, что нет ответов о занятости учителей. Таким образом, мы делаем вывод, что главное в организации конкурсов и сохранении контингента координаторов – это поддержка со стороны администрации и учащихся.

В процессе организации дистанционных конкурсов можно выделить несколько этапов и соответственно лиц, отвечающих за эти этапы.

  1. Составление и экспертиза заданий конкурса.
  2. Привлечение координаторов на местах к участию в конкурсе.
  3. Рассылка заданий в бумажном и электронном видах.
  4. Проведение конкурса в школе или классе.
  5. Получение ответов учащихся и их обработка.
  6. Рассылка сертификатов, дипломов, призов, благодарностей и грамот участникам конкурса (учителям и учащимся).

Среди организаторов конкурса-сотрудников ОО ЧРО АИО, можно выделить три группы: составители заданий (пункт 1), администратор сайта (пункты 2, 3 и 5) и отвечающие за рассылку (пункты 3 и 6). Четвертый пункт полностью ложится на плечи координаторов конкурса на местах. От их добросовестных действий во многом зависит качество конкурса (координаторы привлекают учащихся к участию в конкурсе, отвечают за своевременность получения заданий и отправки ответов, честность при выполнении заданий учащимися и пр.).

Были выявлены направления, позволяющие привлечь к участию в конкурсах учителей (потенциальных координаторов конкурсов): мероприятия поощрения учителей и мероприятия повышающие привлекательность конкурсов для учащихся.

Для повышения статуса конкурсов ОО ЧРО АИО в 2015 году оформило лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Не во всех регионах при аттестации учителей учитывают результаты участия в дистанционных конкурсах учащихся, обычно учитывают победителей. Но всегда учитывают грамоты. Поэтому одним из поощрений для учителей  было награждение грамотами не только за победителей, но и за количество учащихся, принявших участие в конкурсах, и за продолжительность (число лет) участия в конкурсах.

Следующий документ, который учитывают при аттестации во всех регионах – это свидетельство о размещении методических материалов в интернете. На портале infoznaika.ru был создан ресурс teacher.infoznaika.ru, на котором учителя размещают свои методические разработки (бесплатно) и получают соответствующее свидетельство (рис. 4). За 2016 год было загружено 154 и опубликовано  59 работ (работы подвергаются экспертизе).

Рис. 4. Методическая копилка ОО ЧРО АИО.

Важное мероприятие, которое ОО ЧРО АИО проводит для учителей-координаторов конкурсов – это всероссийская научно-практическая конференция «Интернет-технологии в образовании» (участие для координаторов бесплатное). Сайт конференции ito.infoznaika.ru (рис. 5). Конференция привлекает большое количество учителей. Для публикации присылают более 200 докладов. С 2015 года ОО ЧРО АИО размещает опубликованные сборники докладов на elibrary.ru для учета индекса РИНЦ.

Рис. 5. Сайт конференции ОО ЧРО АИО.

Для учителей важное значение имеет повышение квалификации, так же обязательное требование при аттестации. ОО ЧРО АИО, имея лицензию на осуществление образовательной деятельности, организовало портал moodle.infoznaika.ru, на котором размещены разнообразные курсы повышения квалификации учителей (рис. 6).

За 2016 год обучение прошли более 150 учителей и получили удостоверение государственного образца. Кроме того, некоторые учителя сами разрабатывают дистанционные курсы и получают соответствующее свидетельство.

Рис. 6. Портал повышения квалификации ОО ЧРО АИО.

С целью привлечения учащихся и мотивации учителей по результатам конкурса ОО ЧРО АИО рассчитывают индивидуальные, групповые и муниципальные результаты, и оргкомитет постановил ввести двухуровневую систему победителей: федерального и муниципального уровней в конкурсах «Инфознайка» и «Спасатели». В связи с этим определение победителей стало проходить следующим образом:

  • федеральный уровень – 10% от общего числа участников по России. (награждаются от Оргкомитета конкурса диплом победителя конкурса и памятным призом);
  • муниципальный уровень – до 20% от количества участников, заявленных по данному номеру договора (награждаются от Оргкомитета дипломом муниципального уровня и памятным призом).

Если в школе есть победители федерального уровня, например, 7% от числа участников данной школы, то к ним оргкомитетом добавляется такое количество победителей муниципального уровня, чтобы они составляли 13% от числа участников данной школы. В итоге призеров в данной школе будет 7%+13%=20%.

Возможные соотношения победителей федерального и муниципального уровня указаны в таблице 5.

Таким образом, в каждой школе каждый пятый участник становится победителем конкурса.

Таблица 5.

По итогам конкурса  учителю предоставляется большой спектр статистических отчетов:

  • решаемость заданий учеником, в среднем по школе, по годам, по видам универсальных учебных действий и кодификаторам ЕГЭ),
  • места (отдельного ученика, школы по среднему балу, региона, России, в том числе и по годам), а также отчет по ученику (все его достижения за все года) и по учителю (количество участников, их достижения по годам).

Для каждого ученика строится лепестковая диаграмма процента усвоения тем (рис. 7).

Учитывая,  конкурс поводится на протяжении уже более чем 10 лет, а  некоторые ученики все время принимают в нем участие, мы представляем учителю динамику рейтинга конкретного учащегося по годам (рис.8)

Для учащихся, кроме рейтинга результатов ответов и призов для победителей, с 2016 года была введена система розыгрыша специальных призов по их индивидуальным идентификационным номерам (QR-код). При такой системе любой участник получает возможность получить монопод, бейсболку, планшет или другой ценный приз.

Важное значение в работе общественной организации имеет освещение ее деятельности в средствах массовой информации. Сотрудники ОО ЧРО АИО регулярно публикуются в научно-методических журналах, в районных и республиканских газетах. В октябре 2016 года на чувашском радио вышла передача о конкурсах ОО ЧРО АИО.

Таким образом, были выделены следующие  мероприятия, которые позволят вернуть положительную динамику текучести кадрового состава координаторов конкурсов ОО ЧРО АИО:

- система аттестации учителей, при которой учитываются результаты учащихся в различных конкурсах, в том числе, дистанционных;

- подробная рейтинговая оценка результатов учащихся, которая позволяет корректировать работу учителю и мотивировать учащихся к участию в конкурсах;

- система поощрения учителей в виде благодарностей и грамот;

- бесплатное размещение методических материалов учителей на сайте ОО ЧРО АИО (что так же учитывается при аттестации учителей);

- бесплатное участие учителей – координаторов конкурсов, в научно-практической конференции, организуемой ОО ЧРО АИО;

- лицензирование образовательной деятельности ОО ЧРО АИО;

- льготная оплата лицензированных курсов повышения квалификации, которые размещены на сайте ОО ЧРО АИО moodle.infoznaika.ru;

- широкое освещение в средствах массовой информации деятельности ОО ЧРО АИО (в районных и республиканских газетах и журналах, на радио и телевидении, в научных журналах).

 

 

Председатель научного совета ОО ЧРО АИО, д.п.н., профессор

 

Н.В.Софронова

 

Чувашское региональное отделение межрегиональной общественной организации "Академия информатизации образования"

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика